рабочая образовательная программа внеурочной деятельности начального, основного, среднего общего образования МАОУ СОШ № 5 на 2021-2022 уч

Пояснительная записка…………………………………………………………...2
Содержательный раздел………………………………………………………….6
Планируемые результаты……………………………………………………….13
План

внеурочной

деятельности

и

оценка

внеурочной

деятельности……………………………………………………………………..13
Результаты и эффекты внеурочной деятельности обучающихся……………15
Кадровое обеспечение внеурочной деятельности……………………………..23

2

Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности составлена на основе ФГОС
СОО, Конституции Российской Федерации (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 152; № 7, ст. 676; 2001, № 24, ст. 2421;
2003, № 30, ст. 3051; 2004, № 13, ст. 1110; 2005, № 42, ст. 4212; 2006, № 29,
ст. 3119; 2007, № 1, ст. 1; № 30, ст. 3745; 2009, № 1, ст. 1, ст. 2; № 4, ст. 445),
Конвенции ООН о правах ребенка, принятая 20 ноября 1989 г. (одобрена
Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.), Федерального закона от
29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «Об образовании в Российской
Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2021 г.), Федерального
государственного

образовательного

стандарта

начального

общего

образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6
октября 2009 г. № 373 с изменениями и дополнениями от 26 ноября 2010 г.,
22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря
2015

г.,

11

декабря

2020

г.),

в

соответствии

с

санитарно-

эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в
общеобразовательных

организациях

(Постановление

Главного

государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря
2010 г. № 189, в редакции Изменений № 1, утв. Постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011
№ 85, изменений № 2 утв. Постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 25.12.2013 № 72) далее СанПиН

2.4.2.2821-10,

на

основе

учебного

плана

муниципального

автономного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная
школа № 5 г. Улан-Удэ», программы воспитания, учитывает региональные,
национальные

и

этнокультурные

потребности

народов

Российской

Федерации, обеспечивает достижение обучающимися образовательных
результатов в соответствии с требованиями, установленными ФГОС СОО,
определяет

цели,

задачи,

планируемые

результаты,

содержание

и

организацию образовательной деятельности на уровне начального, среднего
3

общего образования и реализуется МАОУ «СОШ № 5 г. Улан-Удэ» через
внеурочную деятельность с соблюдением вышеуказанных требований правил
и нормативов.
Система

внеурочной

деятельности

включает

в

себя

жизнь

ученических сообществ (в том числе ученических классов, разновозрастных
объединений по интересам, клубов; юношеских общественных объединений
и организаций в рамках «Российского движения школьников»; курсы
внеурочной деятельности по выбору обучающихся; организационное
обеспечение учебной деятельности; обеспечение благополучия обучающихся
в пространстве общеобразовательной школы; систему воспитательных
мероприятий.
Внеурочная деятельность как форма образовательного процесса,
направленная

на

повышение

качества

образовательного

результата,

базируется на учебном программном материале и ФГОС НОО как в рамках
образовательной
организации.

деятельности

Внеурочная

определяет

деятельность

тесно

параметры
связана

с

ее

урочной

деятельностью, обеспечивает преемственность и взаимосвязь программ
внеурочной деятельности и реализуемых УМК. Она реализуется педагогами
через

план внеурочной деятельности,

обучающихся

(регламентирует

на

действия

основе
педагогов

плана

воспитания

по

реализации

вариативной части базисного учебного (образовательного) плана, на основе
которого организуется внеурочная деятельность).
Внеурочная деятельность в МАОУ «СОШ № 5 г. Улан-Удэ»
осуществляется посредством реализации рабочих программ внеурочной
деятельности,
программы

разработанных на

могут

основе

реализовываться

с

требований ФГОС.

применением

Данные

сетевой

формы,

электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Организация внеурочной деятельности предусматривает возможность
использования каникулярного времени, гибкость в распределении нагрузки
при подготовке воспитательных мероприятий и общих коллективных дел.
4

Вариативность содержания внеурочной деятельности определяется
профилями обучения
экономический,

(естественнонаучный,

технологический,

гуманитарный,

универсальный).

социально-

Вариативность

в

распределении часов на отдельные элементы внеурочной деятельности
определяется с учетом особенностей образовательного процесса в МАОУ
СОШ № 5.
Цель

внеурочной

деятельности: обеспечение

достижения

планируемых результатов освоения основной образовательной программы
начального, основного и среднего общего образования, создание условий
для

реализации

детьми

своих

индивидуальных

потребностей

(в

содержательном досуге, участии в самоуправлении, общественно-полезной
деятельности),

интересов,

способностей

в

различных

сферах

жизнедеятельности (познавательной, социальной, культурной), которые не
могут быть реализованы в процессе учебных занятий (на основе свободного
выбора, постижения духовно нравственных ценностей и культурных
традиций).
Также цель внеурочной деятельности можно определить, исходя из
структуры и направлений личностного развития обучающихся, и это
воспитание

здоровой,

духовно-нравственной,

социально-активной,

интеллектуально-развитой, культурной личности.
Задачи:


создать

возможностей

и

условия
интересов,

для

выявления

оказания

помощи

потенциальных
в

самореализации,

профессиональном самоопределении, гражданском становлении личности.


формировать

позитивное

восприятие

ценностей

общего

образования и более успешного освоения его содержания;


способствовать расширению общекультурного кругозора у детей,

усвоению знаний, основных норм, которые выработало общество на основе
ценностей (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура,
5

здоровье, человек), приобретению соответствующего опыта поведения,
применению

сформированных

знаний

и

отношений

на

практике

соответствующим этим ценностям.


создавать пространство для межличностного, межвозрастного

общения; приобщать к участию в общественно-значимых делах; включать в
личностно значимые творческие виды деятельности.
В целом можно отметить, что внеурочная деятельность способствует
развитию активности детей, направленной на преобразование окружающего
мира

и

самого

себя,

и

позволяет

решать

задачу

удовлетворения

изменяющихся индивидуальных образовательных запросов и потребностей
обучающихся. Она осуществляется в различных видах деятельности
школьников, в которых целесообразно решать задачи воспитания и
социализации.
Основными
познавательная,

видами

внеурочной

досугово-развлекательная,

деятельности

являются:

спортивно-оздоровительная,

туристско-краеведческая, творческая деятельность. Каждый вид внеклассной
деятельности обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в
определённом

аспекте,

что

в

своей

совокупности

даёт

большой

воспитательный эффект.
Внеурочную
направлениям

деятельность

развития

рекомендуется

личности:

спортивно-оздоровительное,

организовывать

по

информационно-познавательное,

общекультурное,

духовно-нравственное,

общеинтеллектуальное, социальное. При этом целесообразно использовать
разнообразные

формы

добровольной

основе,

организации
в

деятельности

соответствии

с

обучающихся

выбором

(на

участников

образовательных отношений): студии, кружки, секции, краеведческие
экскурсии, походы, ролевые и дидактические игры, нравственные и
этические беседы, викторины, олимпиады, КТД, круглые столы, диспуты,
этические беседы, проекты, занятия в школьном спортивном клубе «Олимп»
и др.
6

Формы внеурочной деятельности предусматривают активность и
самостоятельность обучающихся, сочетают индивидуальную и групповую
работу;

обеспечивают

гибкий

режим

занятий,

переменный

состав

обучающихся.
Содержательный раздел
Содержание
во

внеурочное

ориентирующих

и

организационные

время
на

разрабатываются

развитие

формы
на

воспитания
принципов,

основе

социально-активной,

образованной,

нравственно и физически здоровой личности в изменяющихся условиях
общественной жизни.
Принципы построения программы и организации внеурочной
деятельности.
Принцип

деятельности: включение

в

активную

созидательную

деятельность; сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
связь теории с практикой, приоритет практических занятий
Принцип
педагогических

индивидуализации

и

учёта

возрастных

особенностей развития детей: творческое

психолого-

развитие

на

различных возрастных этапах и в соответствии с личностным развитием;
Принцип доступности, последовательности и систематичности
внеурочной деятельности: от простого к сложному, с учётом возврата к
освоенному содержанию на новом, более сложном творческом уровне;
интеграция

содержания

Программы

с

программами

учебными,

дополнительного образования.
Принцип

вариативности: развитие

вариативного

мышления

–

понимания возможности наличия различных вариантов решения задачи и
умения осуществлять выбор вариантов.
Принцип

творчества: ориентация

на

творческое

начало,

приобретение и расширение собственного опыта творческой деятельности.
7

Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности
осуществляется

преимущественно

через

вовлечение

школьников

в

интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им
возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые
знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально
значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых
общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими
позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
создание

в

детских объединениях

традиций,

задающих их членам

определенные социально значимые формы поведения; поддержку в детских
объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и
установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых
традиций;

поощрение

педагогами

детских

инициатив

и

детского

самоуправления.
Реализация

воспитательного

потенциала

курсов

внеурочной

деятельности происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее
видов, которые направлены на

формирование и развитие творческих

способностей обучающихся;
удовлетворение

индивидуальных

потребностей

обучающихся

в

интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии, а
также в занятиях физической культурой и спортом;
укрепление

здоровья,

формирование

культуры

здорового

и

безопасного образа жизни;
обеспечение духовно-нравственного,

гражданско-патриотического,

военно-патриотического, трудового воспитания обучающихся;
выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также
лиц, проявивших выдающиеся способности; профессиональную ориентацию
обучающихся;
8

создание и обеспечение необходимых условий для личностного
развития,

профессионального

самоопределения

и

творческого

труда

обучающихся;
создание условий для получения начальных знаний, умений, навыков
в области физической культуры и спорта, для дальнейшего освоения этапов
спортивной подготовки;
социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
формирование общей культуры обучающихся;
В соответствии с требованиями стандарта внеурочная деятельность
организуется по направлениям развития личности:
Познавательная деятельность.

Для учащихся начальной школы

представлена программами внеурочной деятельности, направленные на
передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их
любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим,
политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества,
формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира.
Курс

«Финансовая

экономического

образа

грамотность»,
мышления;

направлена

воспитание

на

развитие

ответственности

и

нравственного поведения в области экономических отношений в семье;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи.
Возраст учащихся: 9 – 10 лет. Срок реализации программы: 1 год.
Направленность: социально-педагогическая.
Курс внеурочной деятельности «Умники и умницы», направленный
на

ознакомление

(интеллектуальная

учащихся

с

основами

компетентность),

помочь

мыслительных
сформировать

процессов
и

развить

познавательные процессы учащихся на основе системы развивающих
занятий.
Курс внеурочной деятельности «Шаги к успешности», направленный
на развитие у учащихся познавательных процессов, логических операций
9

мышления

и

формирование

универсальных

учебных

действий,

обеспечивающих компетентность «умение учиться».
Для учащихся старшей школы:
Курс

английского

языка

«Walky-Talky»,

направленный

на

формирование и развитие навыков и умений разговорной речи учащихся.
Возраст учащихся: 12-13 лет. Срок реализации программы: 1 год.
Курс по алгебре и геометрии «Вектор», направленный на
формирование представления о математике как о фундаментальной области
знания, необходимой для применения во всех сферах общечеловеческой
жизни; углубление и расширение математических компетенций;
развитие

интеллектуальных

способностей

воспитанников,

обобщенных умственных умений; воспитание настойчивости, инициативы,
самостоятельности, создание условий для самореализации воспитанников в
процессе познавательной деятельности.
Направленность программы: социально-гуманитарная. Прикладная
математика. Финансовая грамотность.
Возраст учащихся: 15-17 лет. Срок реализации программы: 2 года.
Курс «Тайны русского языка», способствует саморазвитию и
личностному самоопределению учащихся, направлен на формирование
целенаправленной познавательной деятельности по изучению русского
языка, изучению его прошлого и настоящего, региональных особенностей,
осознанию российской и региональной языковой идентичности.
Возраст учащихся: 15 – 17 лет. Срок реализации программы: 1 год.
Курс по биологии, экологии «Байкаловедение», направлен на
подготовку

детей

к

природоохранному

и

ресурсосберегающему

поведению, формирование природоохранного мировоззрения и осознания
уникальности озера Байкал как Участка всемирного природного наследия.
Возраст учащихся: 13- 14 лет. Срок реализации программы: 1 год
Курс по географии «Удивительная планета», направлен на развитие
географического мышления школьников, формирование у них чувства
10

патриотизма, уважения к населяющим Российскую Федерацию народам, их
культуре и национальным особенностям.
Возраст учащихся: 12 – 13 лет. Срок реализации программы: 1 год.
Курс

внеурочной

способствующий

деятельности

развитию

склонностей,

«Юный

журналист»,

способностей

и

интересов

социального и профессионального самоопределения детей через обучение
основам журналистики и газетно-издательской деятельности.
Возраст учащихся: 12 – 16 лет. Срок реализации программы: 2 года.
Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности
«Волшебная

кисточка»

создающие

благоприятные

условия

для

просоциальной самореализации школьников, направленные на раскрытие их
творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить
прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и
их общее духовно-нравственное развитие. Возраст учащихся: 7 – 10 лет. Срок
реализации программы: 4 года
Курс

внеурочной

деятельности

«Волшебный

мир

оригами»,

направленный на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие
младших школьников, развитие их творческих способностей, логического
мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.
Возраст учащихся: 7 – 10 лет. Срок реализации программы: 4 года
Вокальная студия «Акцент». Курс, направленный на воспитание и
развитие музыкально-эстетического вкуса. Возраст учащихся: 13 – 14 лет.
Срок реализации программы: 1 год.
Туристско-краеведческая

деятельность.

Курс

внеурочной

деятельности «Патриоты России», направленный на создание условий для
развития высокой социальной активности, гражданской ответственности,
духовности,

становления

настоящих

граждан

позитивными ценностями и качествами,

России,

обладающих

способных проявить их в

созидательном процессе в интересах Отечества, обеспечения его жизненно
важных интересов и устойчивого развития.
11

Направленность: социально-педагогическая. Возраст учащихся: 13 –
17 лет. Срок реализации: 1 год.
Реализация проекта «От малых тропинок к большим городам» (1 –
11 кл.), направленный на воспитание у школьников любви к своему краю, его
истории,

культуре,

природе,

на

развитие

самостоятельности

и

ответственности школьников.
Спортивно-оздоровительная

деятельность.

Курсы

внеурочной

деятельности, направленные на физическое развитие школьников, развитие
их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому
образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование
установок на защиту слабых.
Курс

«Футбол». Возраст учащихся: 8 – 17 лет. Срок реализации

программы: 3 года
Курс «Баскетбол. Возраст учащихся: 9 – 11 лет. Срок реализации
программы: 2 года.
Курс «Здоровое питание», направленный на создание условий,
способствующих укреплению здоровья детей, формирование навыков
правильного питания, повышение мотивации к здоровому образу жизни.
Возраст учащихся: 12-13лет. Срок реализации программы: 1 год.
Для обеспечения активного отдыха детей в период учебного процесса
в

школе

организовано

проведение

подвижных

перемен

в

форме

общеразвивающих упражнений.
План внеурочной деятельности
Название
деятельности

1

курса

внеурочной

Количество
Возраст
часов
в уч-ся
неделю/срок
реализации
1. Познавательная деятельность
«Финансовая грамотность»
1 час в
Возраст
неделю/1 год
учащихся: 9 – 15
лет
12

2

«Умники и умницы»

1 час
неделю/1 год

в

3

«Шаги к успешности»

1 час
неделю/1 год

в

4

Курс английского языка «Walky-Talky»

1 час
неделю/1 год

в

5

Курс по алгебре и геометрии «Вектор»

2 часа
неделю/1 год

в

6

Курс «Тайны русского языка»

1 час
неделю/1 год

в

экологии

1 час
неделю/1 год

в

«Удивительная

1 час
неделю/1 год

в

1 час
неделю/1 год

в

1 час
неделю/4 года

в Возраст
учащихся: 7 – 10
лет.
в Возраст
учащихся: 13 –
14 лет

7

Курс
по
«Байкаловедение»

8

Курс
планета»

по

биологии,
географии

9

«Юный журналист»

10

2. Художественное творчество
«Волшебный мир оригами»

11

Вокальная студия «Акцент»

12

3. Туристско-краеведческая деятельность
«Патриоты России»
1 час
неделю/1 год

13

4.
«Футбол»

14

Курс «Баскетбол»

2 часа
неделю/2 года

15

Курс «Здоровое питание»

1 час
неделю/1 год

1 час
неделю/1 год

Спортивно-оздоровительная деятельность
2 часа
неделю/3 года

Итого: 17 часов/578 ч. в год

Возраст
учащихся: 8 – 10
лет
Возраст
учащихся: 8 – 10
лет
Возраст
учащихся: 12 –
13 лет
Возраст
учащихся: 15 –
17 лет
Возраст
учащихся: 15 –
17 лет
Возраст
учащихся: 13 –
14 лет
Возраст
учащихся: 12 –
13 лет
Возраст
учащихся: 12 –
16 лет

в Возраст
учащихся: 13 –
17 лет
в Возраст
учащихся: 8 – 17
лет
в Возраст
учащихся: 9 – 11
лет.
в
Возраст
учащихся: 12 –
13 лет

Планируемые результаты и оценка внеурочной деятельности

13

Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых
результатов

освоения

основной

общеобразовательной

программы

и

позволяет обеспечить адаптацию обучающегося в школе, оптимизировать его
учебную нагрузку, улучшить условия для развития, учесть потребности, а
также возрастные и индивидуальные особенности обучающегося.
Планируемые

результаты

освоения Программы внеурочной

деятельности представляют собой систему ведущих целевых установок и
ожидаемых

результатов

содержательную

освоения всех

основу образовательной

компонентов,

составляющих

программы основного

общего

образования.
В соответствии с

требованиями Стандарта планируется система

результатов: личностных, метапредметных и
предметных, которые описывают

классы учебно-познавательных и учебно-

практических задач, направленных на формирование и оценку:
1) умений и навыков, способствующих освоению систематических
знаний (выявлению и осознанию сущности и особенностей изучаемых
объектов, созданию и использованию моделей изучаемых объектов и
процессов, схем; выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и
отношений между объектами и процессами и т.п.);
2) навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции
знаний как результата использования знако-символических средств и/или
логических
интерпретации,

операций (сравнения,
оценки,

анализа,

синтеза,

классификации по родо-видовым

обобщения,
признакам,

установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений,

создания

или

исследования

новой

информации,

преобразования известной информации, представления её в новой форме и
т. п.);
3) навыка разрешения

проблем/проблемных

требующих принятия решения в ситуации неопределённости;
14

ситуаций,

4) навыка сотрудничества, требующего совместной работы в парах
или

группах

с

распределением

ролей/функций

и

разделением

ответственности за конечный результат;
5) навыка коммуникации, требующего создания

письменного

или

устного текста/высказывания с заданными параметрами (коммуникативной
задачей, темой, объёмом, форматом и т. п.);
6) навыка самоорганизации

и

саморегуляции, наделяющего обучающихся
выполнения

задания (планирования

функциями

этапов

организации

выполнения

работы,

отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика
подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов,
распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы);
7) навыка рефлексии;
8) ценностно-смысловых установок, что

требует

от

обучающихся

выражения ценностных суждений и/или своей позиции по обсуждаемой
проблеме;
9) ИКТ-компетентности обучающихся.
Результаты и эффекты внеурочной деятельности обучающихся.
Воспитательный результат — непосредственное

духовно-

нравственное обретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде
внеурочной деятельности (некое знание о себе и окружающих, что пережил и
прочувствовал как ценность, опыт самостоятельного действия).
Воспитательный эффект внеурочной деятельности (последствие
результата) – влияние того или иного духовно-нравственного обретения на
процесс развития личности ребёнка (приобретённое знание, пережитые
чувства и отношения, совершенные действия оказавшие влияние на развитие
человека как личности, способствовали формированию его компетентности,
идентичности).

15

Таким

образом, воспитательный

результат

внеурочной

деятельности – непосредственное духовно-нравственное обретение ребёнка
благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние
(последствие) того или иного духовно-нравственного обретения на процесс
развития личности ребёнка.
В

соответствии

с

реализуемой

ФГОС

ООО

деятельностной

парадигмой образования система планируемых результатов строится на
основе уровневого подхода: выделения ожидаемого уровня актуального
развития большинства обучающихся и ближайшей перспективы их развития.
Такой подход позволяет определять динамическую картину развития,
поощрять

продвижения

обучающихся,

выстраивать

индивидуальные

траектории движения с учётом зоны ближайшего развития ребёнка.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников
распределяются по трём уровням:
Первый уровень - приобретение школьником социальных знаний,
первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для
достижения данного уровня особое значение имеет взаимодействие ученика с
учителем;
Второй уровень - получение школьником опыта переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного
отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного
уровня особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на
уровне класса. Достигается в дружественной детской среде.
Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного
общественного действия. Для достижения данного уровня значение имеет
взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы.
Достигается во взаимодействии с социальными субъектами.

16

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности
увеличивает

вероятность

появления

образовательных

эффектов

этой

деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:
-

формирования

коммуникативной,

этической,

социальной,

гражданской компетентности школьников;
- формирования у детей социокультурной идентичности: российской,
этнической, культурной, гендерной и др.
В

результате

получат

дальнейшее

развитие личностные,

регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные
действия,

учебная

и

общепользовательская

ИКТ-компетентность

обучающихся.
Во

внеурочной

деятельности обучающиеся приобретут опыт

проектной деятельности как особой формы работы, способствующей
воспитанию

самостоятельности,

инициативности,

ответственности,

повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; будет
продолжена

работа

по

формированию

и

развитию основ

читательской компетенции
В

сфере

развития личностных

универсальных

учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию: основ
гражданской

идентичности

личности; основ

социальных

компетенций; готовности к выбору направления профильного образования.
В

сфере

развития регулятивных

учебных действий приоритетное

внимание

уделяется

универсальных
формированию

действий целеполагания (способность ставить новые учебные цели и задачи,
планировать их реализацию, осуществлять выбор эффективных путей и
средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как
по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение).
В

сфере

развития коммуникативных

универсальных учебных

действий внимание уделяется: формированию действий по организации и
17

планированию учебного

сотрудничества

сверстниками; практическому
основу коммуникативной

с

освоению

учителем

умений,

и

составляющих

компетентности (ставить

и

решать

многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции
другого

и

уметь

поддерживать

согласовывать

необходимые

удовлетворительно

свои

действия;

контакты

владеть

нормами

с
и

устанавливать
другими

и

людьми;

техникой

общения и

др.), развитию речевой деятельности.
В

сфере

развития познавательных

действий внимание

универсальных

учебных

уделяется: практическому

освоению обучающимися основ

проектно-

исследовательской деятельности; развитию стратегий
чтения и работе

с

информацией; практическому

смыслового
освоению методов

познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры,
соответствующего

им инструментария

и

понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к
использованию

общеучебных

умений,

знаково-символических

средств,

широкого спектра логических действий и операций.
В целом к числу планируемых результатов освоения программ
внеурочной деятельности отнесены:
личностные результаты — готовность и способность обучающихся
к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию,
ценностно-смысловые

установки,

отражающие

их

индивидуально-

личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;
сформированность основ российской, гражданской идентичности;
К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной
деятельности отнесены:
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к
своему здоровью, к познанию себя:
18

-

ориентация

реализацию

обучающихся

позитивных

на

достижение

жизненных

перспектив,

личного

счастья,

инициативность,

креативность, готовность и способность к личностному самоопределению,
способность ставить цели и строить жизненные планы;
- готовность и способность обеспечить себе и своим близким
достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного
достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать
собственную

позицию

по

отношению

к

общественно-политическим

событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления
истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и
идеалами

гражданского

самосовершенствовании,

общества,

потребность

занятиях

в

физическом

спортивно-оздоровительной

деятельностью;
- принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа
жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному
физическому и психологическому здоровью;
- неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя,
наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России
как к Родине (Отечеству):
- российская идентичность, способность к осознанию российской
идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историкокультурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм,
готовность к служению Отечеству, его защите;
- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной,
гордости

за

свой

край,

свою

Родину,
19

прошлое

и

настоящее

многонационального народа России, уважение к государственным символам
(герб, флаг, гимн); формирование уважения к русскому языку как
государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой
российской

идентичности

и

главным

фактором

национального

самоопределения;
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям
народов,

проживающих

в

Российской

Федерации.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону,
государству и к гражданскому обществу:
-

гражданственность,

ответственного

члена

гражданская

российского

позиция

общества,

активного

осознающего

и
свои

конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,
осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности, готового к участию в
общественной жизни;
- признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека,
которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению
собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц,
готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина
согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в
соответствии

с Конституцией Российской

Федерации,

правовая

и

политическая грамотность;
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития
науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;

20

- интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности,
готовность к договорному регулированию отношений в группе или
социальной организации;
- готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии
решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных
формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно
значимой деятельности;
- приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства,
взаимопомощи

народов;

воспитание

уважительного

отношения

к

национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
- готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным
социальным явлениям.
Личностные

результаты

в

сфере

отношений

обучающихся

с

окружающими людьми:
-

нравственное

сознание

и

поведение

на

основе

усвоения

общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в
поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими
людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и
доброжелательное

отношение

к

другому

человеку,

его

мнению,

мировоззрению;

- способность к сопереживанию и формирование

позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными
возможностями

здоровья

и

инвалидам;

бережное,

ответственное

и

компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью
других людей, умение оказывать первую помощь;

21

- формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в
том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного
сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и
нравственных

чувств

(чести,

долга,

справедливости,

милосердия

и

дружелюбия);
- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми
младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской,

проектной

и

других

видах

деятельности.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему
миру, живой природе, художественной культуре:
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития
науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству,
владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях
мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об
устройстве мира и общества;
-

готовность

и

способность

к

образованию,

в

том

числе

самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности;
- экологическая культура, бережное отношения к родной земле,
природным богатствам России и мира; понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды,
ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки
разумного природопользования,

нетерпимое

отношение

к действиям,

приносящим вред экологии; приобретение опыта экологонаправленной
деятельности;
- эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому
обустройству собственного быта.
22

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и
родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни;
-

положительный

образ

семьи,

родительства

(отцовства

и

материнства), традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в
сфере социально-экономических отношений:
- уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей
собственности, - осознанный выбор будущей профессии как путь и способ
реализации собственных жизненных планов; - готовность обучающихся к
трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в
решении личных, общественных, государственных, общенациональных
проблем;
- потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым
достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к
разным видам трудовой деятельности;
- готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение
домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического,
социального благополучия обучающихся:
-

физическое,

благополучие
ощущение

эмоционально-психологическое,

обучающихся
детьми

в

жизни

безопасности

и

образовательной
психологического

социальное
организации,
комфорта,

информационной безопасности.
Метапредметные

результаты —

освоенные

обучающимися

УУД

(познавательные, регулятивные и коммуникативные).
Предметные результаты (в соответствии с ФГОС).
Планируемые

результаты

внеурочной

деятельности

конкретизируются в рабочей программе внеурочной деятельности и
23

соответствуют

планируемым

результатам

основной

образовательной

программы. Планируемые результаты и уровень их достижения фиксируются
руководителем внеурочной деятельности на основании содержания рабочей
программы.
Кадровое обеспечение внеурочной деятельности
Внеурочная
дополнительные

деятельность

в

общеразвивающие

СОШ

№

5

реализуется

образовательные

через

программы,

образовательные программы учреждений дополнительного образования детей.
Внеурочную деятельность осуществляют педагогические работники,
соответствующие общим требованиям, предъявляемым к данной категории
работников, соответствующей квалификации: заместители директора, педагоги
дополнительного образования, учителя-предметники, психолог.
Деятельность вне уроков может быть организована не только школой,
но и детскими общественными организациями, социальными партнерами др.

24

25

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 55-48-42

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».