Пояснительная записка к учебному плану для ООП начального общего образования Общие положения Учебный план школы разработан на основе Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федерального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений, реализующих программы общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от 09 марта 2004 года №1312 и в соответствии с нормативными документами: • Приказ МО РФ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта начального общего образования» (далее – ФГОС НОО); • Приказ от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом МО РФ от 06.10.2009 г. № 373»; • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача России от 29.12.2010 № 189; • Письмо Рособрнадзора от 20.06.2018 № 05-192 «Об изучении родных языков из числа языков народов Российской Федерации»; • Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренная решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15); • Положение об основной образовательной программе начального общего образования МАОУ СОШ №5; • Устав муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Улан-Удэ» Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации. Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального образования: - формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; - готовность обучающихся к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям; - формирование здорового образа экстремальных ситуациях; жизни, элементарных правил поведения в - личностное развитие обучающихся в соответствии с их индивидуальностью. По каждому предмету при составлении учебных программ учитывается проектная деятельность, практические занятия, экскурсии и т.д., обеспечиваются индивидуальные потребности обучающихся. В соответствии с требованиями Стандарта организуется внеурочная деятельность по направлениям: общекультурное, общеинтеллектуальное, духовно-нравственное, спортивнооздоровительное. Учебный план, как обязательная часть ООП НОО определяет: • перечень предметных областей: филологию, математику и информатику, окружающий мир; духовно-нравственную культуры народов России; искусство; технологию и физическую культуру; • образовательные рефлекторно-развивающие межпредметные модули; • соотношение между обязательной (инвариативной) частью, формируемую в соответствии с требованиями ФГОС НОО, которая составляет 80% от общего нормативного времени, отведенного на предметную область и вариативной частью, которая составляет 20% от общего нормативного времени, отведенного на предметную область, которая предоставляет возможность проведения образовательных межпредметных, разновозрастных модулей и использования внеурочных форм организации учебной деятельности ; • объем аудиторной учебной нагрузки обучающихся; • определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, МАОУ СОШ №5 является общеобразовательным учреждением, работает в режиме пятидневной учебной недели. Недельная нагрузка учащихся в учебном плане не превышает предельно допустимую. Продолжительность учебного года на первой ступени общего образования составляет 34 учебные недели (2-4 классы), 33 учебные недели (1 классы). Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней. Для обучающихся 1-х классов устанавливаются дополнительные недельные каникулы в феврале. Продолжительность каникул в 1-х классах составляет не менее 37 календарных дней. Продолжительность урока в начальной школе согласно СанПиН (п. 10.9, 10.10): • в 1-х классах — в первом полугодии используется «ступенчатый» режим обучения (в сентябре, октябре — 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре, декабре — 4 урока в день по 35 минут каждый; январь — май — 4 урока в день по 40 минут). В адаптационный период первоклассника в сентябре и октябре 4-ый урок организуется в нетрадиционной форме проведения (экскурсии, игры, тренинги и т. п.); • во 2-4-х классах продолжительность урока составляет 40 минут. Первоклассники обучаются в первую смену. В 1 классе предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка составляет 21 час: обязательная часть 20 часов; часть, формируемая участниками образовательных отношений - 1 час, использован на преподавание предмета « Русский язык» (1 час). Во 2 – 4 классах предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка составляет 23 часа: обязательная часть 22 часа, часть, формируемая участниками образовательных отношений – 1 час, используется на изучение предмета «Русский язык» (1 час). По решению педагогического совета часы школьного компонента даются с целью углубления знаний и расширения общего кругозора, для обеспечения реализации индивидуальных потребностей обучающихся в соответствии с санитарно-гигиеническим требованиями. Для реализации ООП НОО используются следующие УМК: «Гармония», «Школа России». Особенности учебного плана начального общего образования по предметным областям Задачей учебного плана 1-4 классов является изучение учащимися предметов, способствующих овладению учащимися устойчивой речью, письменной и математической грамотностью, воспитание культуры речи и общения. Начальная школа, сохраняя преемственность с дошкольным периодом детства, обеспечивает дальнейшее становление личности ребёнка, его интеллектуальное, социальное, физическое развитие. Приоритетными в начальных классах являются воспитательные, общеучебные и развивающие функции. В условиях резкого увеличения объема знаний требуется смена педагогических приоритетов - научить учащихся учиться. Помочь ученику в овладении соответствующими умениями и навыками, полная реализация его возможностей – ключевая задача школьного образования. Это означает отказ от ориентации на освоение учащимися суммы знаний как основного результата школьного образования и нацеленность на формирование универсальных (метапредметных) общеучебных умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, развитие познавательных и творческих способностей и интересов.Таким образом, речь идет о том, чтобы научить учащихся оптимальной совокупности навыков учебной работы, которые обеспечивают формирование у них способностей к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, умению организовать этот процесс. А это значит учащихся необходимо научить: • • • • основам организации собственной учебной деятельности; способам поиска, переработки и представления приемам и методам умственного основам коммуникативных умений. информации; труда; У младших школьников должна формироваться развёрнутая учебная деятельность (умение учиться) путем овладения организационными, логикоречевыми, познавательными и контрольно-оценочными умениями и навыками, личным опытом культуры поведения в социальной и естественной среде, сотрудничества в разных видах деятельности. Образовательными результатами этого этапа школы являются полноценные читательские, речевые, вычислительные умения и навыки, общие знания о реальном мире в его связях и зависимостях, развитие сенсорных умений, мышления, воображения, памяти, способности к творческому самовыражению, личного ценностного отношения к труду, искусству, здоровью, умению выполнять творческие задания. Результативность обучения учащихся в значительной степени определяется уровнем овладения ими общеучебными умениями и навыками. Их составляют: -организационные (овладение организации своего обучения); школьниками -общепознавательные (умение воссоздавать материал); наблюдать, рациональными размышлять, способами запоминать -общеречевые (основные элементы культуры слушания и речевой деятельности); и -контрольно-оценочные (усвоение учащимися самопроверки, оценивание полученных результатов). способов проверки и Названные виды общеучебных умений и навыков функционируют в системе межпредметных связей и формируются беспрерывно на протяжении всего периода начального обучения в соответствии с возможностями программного материала разных предметов и обязательным учетом предшествующего уровня овладения им. Организационные умения и навыки: выбирать оснащения для проведения уроков, располагая его в нужном порядке; включаться в работу сразу после указания учителя; придерживаться единых требований к выполнению письменных упражнений; различать основные элементы учебной книги (обложка, корешок, страница), пользоваться закладкой; вырабатывать правильную осанку во время чтения и письма. Общеречевые умения и навыки: говорить в умеренном темпе, четко, свободно, выразительно, с соответствующей силой голоса; сосредоточенно слушать учителя, отвечать на вопросы в соответствии с известной моделью или свободно, связно (тремя-четырьмя предложениями) передать услышанное, увиденное; с уважением обращаться к учителю, ученикам. Общепознавательные умения: выделять в предметах определенные признаки, различать размер, форму, цвет, вкус и т.п; находить в двух объектах одинаковые, похожие и различные внешние признаки; сопоставлять группы предметов по одному существенному признаку, замечать изменения в наблюдаемых объектах по ориентирам, указанным учителем; сделать (с помощью учителя) выводобобщение после выполнения учебного задания. Контрольно-оценочные умения: выявить фактическую ошибку в ходе сопоставления результатов собственной работы с образцом; оценивать итоги своей деятельности по ориентирам, предложенным учителем (правильно, красиво, что именно; если ошибся, то в чем, что следует изменить, чего избегать в последующей работе и др.). Учебный план начального образования школы является базой для получения основного общего образования. Содержание образования на данной ступени реализуется преимущественно за счёт введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, системно-деятельностного подхода и индивидуализации обучения. В программы учебных предметов включены рефлексивно-развивающие межпредметные модули «Первые дни ребёнка в школе», «Проектная деятельность». Каждая предметная область в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий учащихся. Предметная область «Русский язык и литературное чтение» Предметная область «Русский язык и литературное чтение» включает в себя два учебных предмета: «Русский язык» и «Литературное чтение», при этом собственно предметам «Русский язык» и «Литературное чтение» предшествует курс «Обучение грамоте». Единая цель всех филологических дисциплин на начальном этапе общего образования состоит в том, чтобы, во-первых, открыть ребёнку язык, слово, книг как предмет наблюдения, изучения и практического использования; помочь осознать себя носителем конкретного языка, получить представление о многообразии языков и возможности с помощью слова передавать и получать разнообразную информацию, а во-вторых, формировать или совершенствовать способность младшего школьника, пользоваться словом как средством общения применительно ко всем четырём видам речевой деятельности. Изучение «Русского языка» в начальной школе направлено на развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, на воспитание позитивного эмоциональноценностного отношения к русскому языку. Освоение учебного предмета «Литературное чтение» в начальной школе ориентировано на формирование и совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), на знакомство с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств школьника, способного к творческой деятельности. Предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» Эти предметные области представлены двумя предметами для каждого уровня образования: – на уровне НОО: «Родной язык»; «Литературное чтение на родном языке»; В соответствии с ФЗ-273 (ст. 11 ч. 5) «федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего и основного общего образования обеспечивают возможность получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, в том числе русского языка как родного». Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать: Родной язык: 1) воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; 2) обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета; 3) формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; 4) овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач; 5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Литературное чтение на родном языке: 1) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; 2) осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации; 3) использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; 4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; 5) осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации». Учебные предметы предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке в 1 классе представлены в объёме 1 часа в неделю со 2 полугодия и во 2-4 классах 1 час в неделю. Предметная область «Иностранный язык» Предмет «Иностранный язык» в начальной школе изучается со 2 класса. Изучение иностранного языка призвано сформировать представление о многообразии языков, осознание необходимости изучать язык других стран, понимание взаимодействия культур разных народов, стремление познавать их. Он формирует элементарные коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и письме; развивает речевые способности, внимание, мышление, память и воображение школьника; способствует мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком. Учебный предмет представлен в объёме 2 часа в неделю во 2-4 классах. Предметная область «Математика и информатика» Предметная область «Математика и информатика» включает в себя учебный предмет «Математика», который представлен в объеме 4 часа в неделю в 1-4 классах. Основные задачи курса: развитие математической речи учащихся, логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности (ФГОС, с. 19). В процессе усвоения математического содержания ученики овладевают обобщёнными видами деятельности: учатся анализировать, сравнивать, классифицировать математические объекты (числа, величины, числовые выражения, геометрические фигуры); описывать ситуации, используя числа, величины, арифметические действия; моделировать математические отношения; планировать решение задачи; объяснять (пояснять, обосновывать) свой способ действия; описывать свойства геометрических фигур; конструировать их модели; прогнозировать результат вычислений; строить рассуждения, аргументировать высказывания, различать обоснованные и необоснованные суждения, устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять анализ математических объектов, выделять их существенные и несущественные признаки. Достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий, достигается за счёт включения тематических модулей в программы учебных предметов «Математика», «Технология», «Окружающий мир». Предметная область «Обществознание и естествознание (окружающий мир)» Включает в себя учебный предмет «Окружающий мир», который представлен в объеме 2 часа в неделю в 1-4 классах. Его содержание носит интегративный характер, объединяя знания о природе, человеке и обществе, представляя младшим школьникам целостный и в то же время многогранный образ мира с его взаимосвязями и взаимозависимостями, формируя экологическую и культурологическую грамотность учащихся, нравственно-этические и безопасные нормы взаимодействия с окружающей природной и социальной средой. Важнейшей составляющей курса является воспитание духовно-нравственной личности, понимающей, принимающей и действующей согласно нравственным ценностям, принятым в обществе, ценящей опыт предшествующих поколений, желающей беречь культурное и историческое наследие предков. Личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих. В процессе изучения окружающего мира учащиеся овладевают системой элементарных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятий, осваивают разные методы познания мира: наблюдение, эксперимент, измерение, моделирование, классификация, что способствует успешному продолжению учения в основной школе. В результате поисковой, экспериментальной, исследовательской деятельности, работы с разными источниками информации у младших школьников формируются не только предметные знания и умения, но и разные виды универсальных учебных действий. Предметная область «Искусство» Включает в себя учебные предметы «Изобразительное искусство» и « Музыка», которые представлены в объеме 1 час в неделю в 1-4 классах. Изучение предметов эстетического цикла (ИЗО и музыка) направлено на развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. Изучение данного предмета предполагает знакомство с музыкальным наследием Бурятии. Основные задачи: – развитие способностей к художественно-образному, эмоциональноценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства; – выражение в различных видах художественно-творческой деятельности своего отношения к окружающему миру; – реализация личностного творческого потенциала при решении учебных и художественно-практических задач. В процессе усвоения содержания предметной области «Искусство» ученики: – получают первоначальное представление о закономерностях отражения жизни в разных видах искусства, о роли искусства в жизни человека, его духовнонравственном развитии; – учатся воспринимать, анализировать, оценивать произведения музыкального и изобразительного искусств; и интерпретировать – приобретают опыт эмоционально-ценностного отношения к искусству и миру, творческого самовыражения в различных видах художественной и музыкальной деятельности. Уроки изобразительного искусства – это уроки эмоциональной разгрузки учащихся. На уроках учащиеся знакомятся с теоретическими основами искусства, сами становятся творцами прекрасного, узнают традиции, обычаи и культуру Бурятии. В результате изучения искусства у обучающихся будут сформированы художественный вкус, интерес к искусству и художественному творчеству, основы образного и ассоциативного мышления, воображение и интуиция. Знакомство с лучшими произведениями музыкального и изобразительного искусства, проникнутыми любовью к Родине, красоте родной природы, народным традициям, духовным богатствам культуры ее народов, создаст условия для развития нравственных и эстетических чувств учащихся, основ их музыкальной и художественной культуры, гармоничного и оптимистичного восприятия мира. Предметная область «Физическая культура» Основная цель его изучения – формирование у учащихся основ здорового образа жизни, умение общаться и взаимодействовать со сверстниками, планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе её выполнения, анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, оценивать красоту телосложения и осанки, технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности. На основании приказа МО РФ от 30.08.2010 г. № 889 введён 3 час физической культуры, который в школе используется для увеличения двигательной активности и развития физических качеств обучающихся за счёт введения игрового курса «Подвижные игры». Предметная область «Технология» Учебный предмет «Технология» представлен в объеме 1 час в неделю в 1-4 классах. Программа по предмету формирует практико-ориентированную направленность содержания обучения, которая позволяет реализовать практическое применение знаний, полученных при изучении других учебных предметов, в интеллектуально-практической деятельности ученика; это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости и вариативности мышления у школьников. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности. В качестве результата изучения данного предмета предполагается формирование универсальных учебных действий всех видов. «Основы религиозных культур и светской этики» Федеральный компонент учебного плана 1-4 классов содержит комплексный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (приказ Минобрнауки России от 01.02.2012 №74), для изучения которого отведён 1 час в 4-м классе. Целью преподавания данного курса является формирование у младшего школьника мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. На основании решения родителей (законных представителей) обучающиеся изучают модуль «Основы светской этики» и «Основы мировых религиозных культур». «Основы финансовой грамотности» В часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений, включен курс «Основы финансовой грамотности», разработанный в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения начального общего образования, на основе авторской программы «Финансовая грамотность», автор Ю. Н. Корлюгова. Учебная программа. 2–4 классы общеобразовательных организаций — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Введение курса «Основы финансовой грамотности» вызвано необходимостью реализации интересов обучающихся 2–4 классов в сфере экономики семьи. Целью изучения учебного курса «Основы финансовой грамотности» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Курс рассчитан на 34 часа в год, из расчета 1 час в неделю. Промежуточная аттестация Проведение промежуточной аттестации обучающихся в ОУ регламентируется Положением о формах периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по основным общеобразовательным программам. Объём времени, отведённого на промежуточную аттестацию обучающихся, определяется календарным учебным графиком ОУ на 2021-2022 учебный год. Формы проведения и учебные предметы, выносимые на промежуточную аттестацию, представлены в таблице: Формы промежуточной аттестации Классы Учебные предметы Форма 2–4-е Русский язык Диктант 2–4-е Иностранный язык (английский) Контрольная работа 2–4-е Литературное чтение Проверка навыков работы с текстом 2–4-е Математика Контрольная работа 2–4-е Окружающий мир Тестирование 2–4-е Музыка Творческая работа 2–4-е Изобразительное искусство Выполнение рисунков 2–4-е Технология Творческая работа 2–4-е Физическая культура Сдача нормативов/тестирование 4-й ОРКСЭ Тестирование 2-4 Основы финансовой грамотности Проект Учебный план ООП НОО в соответствии с требованиями ФГОС НОО 2021-2022 учебный год Предметные области Учебные предметы Кол-во часов в неделю 1 кл. 2 кл. 3 кл. 4 кл. Обязательная часть Русский язык и литературное чтение Родной язык и литературное чтение на родном языке Иностранный язык ОРКСЭ Математика и информатика Обществознание и естествознание (окружающий мир) Искусство Технология Физическая культура Русский язык Литературное чтение 3 3 3 3 3 3 3 2 Родной язык Литературное чтение на родном языке 1 1 1 1 1 1 1 1 Английский язык - 2 2 2 Основы Математика 4 4 4 1 4 Окружающий мир 2 2 2 2 Музыка ИЗО Технология Физическая культура 1 1 1 3 1 1 1 2 1 1 1 2 1 1 1 2 20 22 22 22 1 - 1 1 1 1 1 1 21 23 23 23 Итого: Часть, формируемая участниками образовательных отношений Русский язык Финансовая грамотность Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при пятидневной учебной неделе : ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП Сертификат 603332450510203670830559428146817986133868575944 Владелец Зайцева Елена Михайловна Действителен С 27.02.2021 по 27.02.2022