программа воспитания МАОУ СОШ № 5 г. Улан-Удэ на 2021-2022 уч

1. Особенности организуемого в школе воспитательного процесса
Процесс воспитания в МАОУ «СОШ №5 г. Улан-Удэ» основывается на
следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников:
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка,
соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета
безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации;
- ориентир на создание в школе психологически комфортной среды для
каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное
взаимодействие школьников и педагогов;
- реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе
детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и
содержательными
событиями,
общими
позитивными
эмоциями
и
доверительными отношениями друг к другу;
- организация основных совместных дел школьников и педагогов как
предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
- системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия
его эффективности.
Основными традициями воспитания в МАОУ «СОШ №5 г. Улан-Удэ»
являются следующие:
- стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются
ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция
воспитательных усилий педагогов;
- важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для
воспитания других совместных дел педагогов и школьников является
коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение
и коллективный анализ их результатов;
- в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления
ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного
наблюдателя до организатора);
- в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между
классами, поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное
взаимодействие школьников, а также их социальная активность;
- педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках
школьных классов, кружков, секций и детского объединения, на установление в
них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель,
реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую,
организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
2. Цели и задачи воспитания
Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой
российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный,
творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества
2

как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей
страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых
для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир,
знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в
МАОУ «СОШ №5 г. Улан-Удэ»
– личностное развитие школьников,
проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на
основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям
(то есть в развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения,
опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в
приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия
личности ребенка единому стандарту, а на обеспечение позитивной динамики
развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по
развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию.
Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха
в достижении цели.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным
особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые
приоритеты, соответствующие трем уровням общего образования:
1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального
общего образования) таким целевым приоритетом является создание
благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний
– знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего
школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом
социальном статусе - статусе школьника, то есть научиться соответствовать
предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям
поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе педагогами и
воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения школьника.
Знание их станет базой для развития социально значимых отношений
школьников и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и
в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. К наиболее важным из
них относятся следующие:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом
(сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах
семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как
в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село,
свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в
классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о
3

бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не
засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать
спорные вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить
знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ
жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду;
стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь
прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать
нуждающимся в этом
людям; уважительно относиться к людям иной
национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного
положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в
чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять
инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи
старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций,
понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого
возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в
открывающуюся ему систему общественных отношений.
2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего
образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для
развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего,
ценностных отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия
человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и
ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором
человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему
предками и которую нужно оберегать;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования,
нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию
крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и
создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее
человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию
ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение,
музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего
настроения и оптимистичного взгляда на мир;
4

- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как
равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать
доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку
радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и
самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для
личностного развития школьника, так как именно ценности во многом
определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь.
Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучающихся на
ступени основного общего образования, связано с особенностями детей
подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в
системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую
значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной
позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст –
наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений
школьников.
3. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего
образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для
приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел.
Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников
юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в
выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на
пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор
старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический опыт,
который они могут приобрести в том числе и в школе. Важно, чтобы опыт
оказался социально значимым, так как именно он поможет гармоничному
вхождению школьников во взрослую жизнь окружающего их общества. Это:
- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
- трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
- опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу,
стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
- опыт природоохранных дел;
- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или
на улице;
- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных
исследований, опыт проектной деятельности;
- опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия
человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт
творческого самовыражения;
- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых
людях, волонтерский опыт;
- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого
самовыражения и самореализации.
5

Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с
возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования других
составляющих общей цели воспитания. Приоритет — это то, чему педагогам,
работающим со школьниками конкретной возрастной категории, предстоит
уделять первостепенное, но не единственное внимание.
Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение
поставленной цели, позволит ребенку получить необходимые социальные
навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире
человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с
окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними,
продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального
положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций,
осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках счастья для
себя и окружающих его людей.
Достижению поставленной цели воспитания школьников будет
способствовать решение следующих основных задач:
1) реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых
дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации,
проведения и анализа в школьном сообществе;
2) реализовывать потенциал классного руководства в воспитании
школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни
школы;
3) вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные
объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности и
дополнительного образования, реализовывать их воспитательные возможности;
4) использовать в воспитании детей возможности школьного урока,
поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с
учащимися;
5) инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на
уровне школы, так и на уровне классных сообществ;
6) поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских
общественных объединений и организаций;
7) организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и
реализовывать их воспитательный потенциал;
8) организовывать профориентационную работу со школьниками;
9) организовать
работу
школьных
медиа,
реализовывать
их
воспитательный потенциал;
10) развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее
воспитательные возможности;
11) организовать работу с семьями школьников, их родителями или
законными представителями, направленную на совместное решение проблем
личностного развития детей.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в
школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что
станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения
школьников.
6

3. Виды, формы и содержание деятельности
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках
следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них
представлено в соответствующем модуле.
Модуль I. «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых
принимает участие большая часть школьников и которые обязательно
планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и
детьми. Это не набор календарных праздников, отмечаемых в школе, а комплекс
коллективных творческих дел, интересных и значимых для школьников,
объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив. Ключевые дела
обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых,
способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию
к происходящему в школе. Введение ключевых дел в жизнь школы помогает
преодолеть мероприятийный характер воспитания, сводящийся к набору
мероприятий, организуемых педагогами для детей.
Для этого в образовательной организации используются следующие формы
работы
На внешкольном уровне:
 социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и
реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной,
экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на
преобразование окружающего школу социума.
 открытые дискуссионные площадки – регулярно организуемый комплекс
открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских,
совместных), на которые приглашаются представители других школ, деятели
науки и культуры, представители власти, общественности и в рамках которых
обсуждаются насущные поведенческие, нравственные, социальные, проблемы,
касающиеся жизни школы, города, страны.
 проводимые для жителей гарнизона Сосновый бор и организуемые
совместно с семьями учащихся спортивные состязания, праздники, которые
открывают возможности для творческой самореализации школьников и
включают их в деятельную заботу об окружающих.
На школьном уровне:
 разновозрастные сборы – ежегодные многодневные выездные события,
включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе которых
складывается
особая
детско-взрослая
общность,
характеризующаяся
доверительными, поддерживающими взаимоотношениями, ответственным
отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта,
доброго юмора и общей радости.
 общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие
(театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со
7

значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых
участвуют все классы школы.
 торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся
на следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими
новых социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность
детей.
 церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за
активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах,
соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы. Это
способствует поощрению социальной активности детей, развитию позитивных
межличностных
отношений
между
педагогами
и
воспитанниками,
формированию чувства доверия и уважения друг к другу.
На уровне классов:
 выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы
дел - советы старшеклассников, ответственных за подготовку общешкольных
ключевых дел;
 участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
 проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных
ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных
дел на уровне общешкольных советов дела.
На индивидуальном уровне:
 вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в
одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей,
ведущих,
декораторов,
музыкальных
редакторов,
корреспондентов,
ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и
встречу гостей и т.п.);
 индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении
навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
 наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и
анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и
младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
 при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с
ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли
бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем
ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей
работы.
Модуль II. «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом педагог - классный руководитель,
организующий работу с коллективом класса; индивидуальную работу с
учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в
данном классе; работу с родителями учащихся или их законными
представителями.
Работа с классным коллективом:
8

 инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых
делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и
анализе;
 организация интересных и полезных для личностного развития ребенка
совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой,
спортивно-оздоровительной,
духовно-нравственной,
творческой,
профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь
в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность
самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные
отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим
образцы поведения в обществе.
 проведение классных часов, единых классных часов-уроков, как часов
плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных
на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки
активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам
возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме,
создания благоприятной среды для общения.
 сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и
командообразование; однодневные и многодневные походы и экскурсии,
организуемые классными руководителями и родителями в рамках проекта «От
малых тропинок к большим городам»; празднования в классе дней рождения
детей, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами
поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; регулярные
внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику возможность
рефлексии собственного участия в жизни класса.
 выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям
освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.
Индивидуальная работа с учащимися:
 изучение особенностей личностного развития учащихся класса через
наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально
создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир
человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным
нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами
бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его
классе учителями, а также (при необходимости) – со школьным психологом.
 поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем
(налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор
профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда
каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для
школьника, которую они совместно стараются решить.
 индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на
заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои
учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе
индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале
9

каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и
неудачи.
 коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его
родителями или законными представителями, с другими учащимися класса;
через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения;
через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в
классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:
 регулярные консультации классного руководителя с учителямипредметниками, направленные на формирование единства мнений и
требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение
и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;
 проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных
проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
 привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих
педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их
в иной, отличной от учебной, обстановке;
 привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для
объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
 регулярное информирование родителей о школьных успехах и
проблемах их детей, о жизни класса в целом;
 помощь родителям школьников или их законным представителям в
регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителямипредметниками;
 организация родительских собраний, Совета школы, происходящих в
режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания
школьников;
 создание и организация работы родительских комитетов классов,
участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов
воспитания и обучения их детей;
 привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел
класса;
 организация на базе класса семейных праздников, конкурсов,
соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.
Модуль III. «Школа классного руководителя»
Классный руководитель играет ведущую роль в формировании и
становлении личности ребенка. Его работа - это целенаправленная, системная,
планируемая деятельность, которая требует
постоянного повышения
методической культуры и как следствие повышения уровня воспитанности
обучающихся.
Модуль направлен на повышение качества и эффективности системы
воспитания, совершенствование форм и методов воспитания в школе
посредством повышения компетентности и профессионального мастерства
классных руководителей через методические семинары.
10

Модуль IV. «Внеурочная деятельность»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности
осуществляется преимущественно через
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность,
которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести
социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного
развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально
значимых делах;
- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых
общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими
позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам
определенные социально значимые формы поведения;
- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной
лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных
социально значимых традиций;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности
происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов, которые
направлены на
формирование и развитие творческих способностей
обучающихся;
удовлетворение
индивидуальных
потребностей
обучающихся
в
интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии, а
также в занятиях физической культурой и спортом;
укрепление здоровья, формирование культуры здорового и безопасного образа
жизни;
обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военнопатриотического, трудового воспитания обучающихся;
выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц,
проявивших выдающиеся способности; профессиональную ориентацию
обучающихся;
создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития,
профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;
создание условий для получения начальных знаний, умений, навыков в области
физической культуры и спорта, для дальнейшего освоения этапов спортивной
подготовки;
социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
формирование общей культуры обучающихся;
Познавательная деятельность.
Для учащихся начальной школы
представлена программами внеурочной деятельности, направленные на передачу
школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность,
позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим,
экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их
гуманистическое мировоззрение и научную картину мира.
11

Курс «Финансовая грамотность», направлена на развитие экономического
образа мышления; воспитание ответственности и нравственного поведения в
области экономических отношений в семье; формирование опыта применения
полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области
экономики семьи.
Возраст учащихся: 9 – 10 лет. Срок реализации программы: 1 год.
Направленность: социально-педагогическая.
Курс внеурочной деятельности «Умники и умницы», направленный на
ознакомление учащихся с основами мыслительных процессов (интеллектуальная
компетентность), помочь сформировать и развить познавательные процессы
учащихся на основе системы развивающих занятий.
Курс внеурочной деятельности «Шаги к успешности», направленный на
развитие у учащихся познавательных процессов, логических операций
мышления и формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих
компетентность «умение учиться».
Для учащихся старшей школы:
Курс английского языка «Walky-Talky», направленный на формирование
и развитие навыков и умений разговорной речи учащихся.
Возраст учащихся: 12-13 лет. Срок реализации программы: 1 год.
Курс по алгебре и геометрии «Вектор», направленный на формирование
представления о математике как о фундаментальной области знания,
необходимой для применения во всех сферах общечеловеческой жизни;
углубление и расширение математических компетенций;
развитие интеллектуальных способностей воспитанников, обобщенных
умственных
умений;
воспитание
настойчивости,
инициативы,
самостоятельности, создание условий для самореализации воспитанников в
процессе познавательной деятельности.
Направленность программы: социально-гуманитарная. Прикладная математика.
Финансовая грамотность.
Возраст учащихся: 15-17 лет. Срок реализации программы: 2 года.
Курс «Тайны русского языка», способствует саморазвитию и личностному
самоопределению учащихся, направлен на формирование целенаправленной
познавательной деятельности по изучению русского языка, изучению его
прошлого и настоящего, региональных особенностей, осознанию российской и
региональной языковой идентичности.
Возраст учащихся: 15 – 17 лет. Срок реализации программы: 1 год.
Курс по биологии, экологии «Байкаловедение», направлен на подготовку
детей к природоохранному и ресурсосберегающему поведению, формирование
природоохранного мировоззрения и осознания уникальности озера Байкал как
Участка всемирного природного наследия.
Возраст учащихся: 13- 14 лет. Срок реализации программы: 1 год
Курс по географии «Удивительная планета», направлен на развитие
12

географического мышления школьников, формирование у них чувства
патриотизма, уважения к населяющим Российскую Федерацию народам, их
культуре и национальным особенностям.
Возраст учащихся: 12 – 13 лет. Срок реализации программы: 1 год.
Курс внеурочной деятельности «Юный журналист», способствующий
развитию склонностей, способностей и интересов социального и
профессионального самоопределения детей через обучение основам
журналистики и газетно-издательской деятельности.
Возраст учащихся: 12 – 16 лет. Срок реализации программы: 2 года.
Художественное
творчество.
Курсы
внеурочной
деятельности
«Волшебная кисточка» создающие благоприятные условия для просоциальной
самореализации школьников, направленные на раскрытие их творческих
способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на
воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовнонравственное развитие. Возраст учащихся: 7 – 10 лет. Срок реализации
программы: 4 года
Курс
внеурочной
деятельности
«Волшебный
мир
оригами»,
направленный на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие
младших школьников, развитие их творческих способностей, логического
мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.
Возраст учащихся: 7 – 10 лет. Срок реализации программы: 4 года
Вокальная студия «Акцент». Курс, направленный на воспитание и
развитие музыкально-эстетического вкуса. Возраст учащихся: 13 – 14 лет. Срок
реализации программы: 1 год
Туристско-краеведческая деятельность. Курс внеурочной деятельности
«Патриоты России», направленный на создание условий для развития высокой
социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становления
настоящих граждан России, обладающих позитивными ценностями и
качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах
Отечества, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.
Направленность: социально-педагогическая. Возраст учащихся: 13 – 17
лет. Срок реализации: 1 год.
Реализация проекта «От малых тропинок к большим городам» (1 – 11
кл.), направленный на воспитание у школьников любви к своему краю, его
истории, культуре, природе, на развитие самостоятельности и ответственности
школьников.
Спортивно-оздоровительная
деятельность.
Курсы
внеурочной
деятельности, направленные на физическое развитие школьников, развитие их
ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу
жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на
защиту слабых.
13

Курс
«Футбол». Возраст учащихся: 8 – 17 лет. Срок реализации
программы: 3 года
Курс «Баскетбол. Возраст учащихся: 9 – 11 лет. Срок реализации
программы: 2 года.
Курс «Здоровое питание», направленный на создание условий,
способствующих укреплению здоровья детей, формирование навыков правильного
питания, повышение мотивации к здоровому образу жизни. Возраст учащихся: 1213лет. Срок реализации программы: 1 год.
Для обеспечения активного отдыха детей в период учебного процесса в школе
организовано проведение подвижных перемен в форме общеразвивающих
упражнений.
Модуль V. «Школьный урок»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока
предполагает следующее:
 установление доверительных отношений между учителем и его
учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и
просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации,
активизации их познавательной деятельности;
 побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками
(школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
 привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на
уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально
значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания
учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
 использование воспитательных возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций
для обсуждения в классе;
 применение на уроке интерактивных форм работы учащихся:
интеллектуальных
игр,
стимулирующих
познавательную
мотивацию
школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания
обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся
возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой
работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и
взаимодействию с другими детьми;
 включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной
атмосферы во время урока;
 организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над
их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально
значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
14

 инициирование
и поддержка
исследовательской деятельности
школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести
навык
самостоятельного
решения
теоретической
проблемы,
навык
генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей,
навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения.
Модуль VI. «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам
воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность,
трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет
широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что
готовит их к взрослой жизни. Поскольку учащимся младших и подростковых
классов не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность,
детское самоуправление иногда и на время может трансформироваться
посредством введения функции старшей вожатой в детско-взрослое
самоуправление.
Модуль предусматривает следующие этапы развития самоуправления:
На первом этапе классный руководитель берет на себя организационную
функцию:
-предъявляет требования;
- задает правила и нормы взаимоотношений;
- призывает к интересу детей в совместной деятельности.
На втором этапе выбранный актив берет на себя часть организаторских
функций, а учитель помогает освоить управленческие навыки, распределить
обязанности в совместной деятельности, наладить отношения.
На третьем этапе до стигается гармоничное сочетание подчинения и
руководства всех членов коллектива. И взрослые, и дети – сотрудники в общем
деле. Появляется реальная защищенность личности в коллективе, создаются
условия для самореализации личности.
Старшая
вожатая,
классные
руководители,
члены
Совета
старшеклассников обладают совокупной властью; образуется организационная
структура школьного ученического самоуправления.
Целью ученического самоуправления является объедение классных
коллективов в различных видах деятельности по всем направлениям
воспитательной работы, создание условий для развития всех участников
образовательного процесса, предполагающее раскрытие и развитие духовного,
нравственного, социального, познавательного потенциала учащихся, управление
школьными делами на основе их взаимодоверия и требовательности, уважения и
ответственности, творческого сотрудничества учителей, педагогов, родителей.
По отношению к личности ребенка самоуправление выполняет следующие
функции:
15

- адаптационную (обеспечивает личности гармонию взаимоотношений в
коллективе);
-интегративную (дает возможность сочетать коллективные и индивидуальные
виды деятельности; объединяет усилия педагогов, родителей, детей для
результативной деятельности);
-прогностическую (помогает определить реальные перспективы на основе
диагностики и рефлексии);
-освоения управленческой культуры (у детей появляется возможность
осуществить самостоятельный выбор в принятии решения, важного для себя и
для коллектива; осознание свободы и ответственности).
Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом:
На уровне школы:
 через деятельность выборного Совета президента школы, создаваемого
для учета мнения школьников по вопросам управления школой и принятия
административных решений, затрагивающих их права и законные интересы;
 через деятельность Совета старшеклассников, объединяющего старост
классов для облегчения распространения значимой для школьников информации
и получения обратной связи от классных коллективов, также инициирующего и
организующего проведение личностно значимых для школьников событий
(праздников, соревнований, конкурсов, фестивалей, флешмобов и т.п.);
 через деятельность службы примирения, созданной из наиболее
авторитетных старшеклассников и курируемой школьным психологом группы по
урегулированию конфликтных ситуаций в школе
На уровне классов:
 через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся
класса лидеров, представляющих интересы класса в общешкольных делах и
призванных координировать его работу с работой общешкольных органов
самоуправления и классных руководителей;
 через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за
различные
направления
работы
класса
(министерство образования,
здравоохранения, обороны и т.д.);
 через организацию на принципах самоуправления жизни детских групп,
отправляющихся в походы, на экскурсии, осуществляемую через систему
распределяемых среди участников ответственных должностей.
Классное собрание министерств под руководством классного руководителя и
старосты класса:
- рассматривает наиболее важные вопросы жизнедеятельности классного
коллектива, который разделен на министерства по направлениям деятельности.
- избирает старосту класса, определяет срок его полномочий.
16

- заслушивает отчеты и информацию Совета старшеклассников, слушает
информацию классного руководителя;
- обсуждает и принимает действия по реализации плана воспитательной работы
и др.
- организует самообслуживание учащихся, дежурство, поддерживает дисциплину
и порядок в школе;
- решает вопросы поощрения и наказания учащихся, принимает решения об
ответственности учащихся в соответствии с принятым уставом, правилами
рассматривает план внеклассных мероприятий;
- высказывает свои предложения по подготовке к участию в школьных
мероприятиях;
- избирает состав министерства сроком на один год/ полугодие;
-обеспечивает участие класса в общешкольных делах;
- организует оформление классной комнаты, классного уголка в соответствии с
Положением.
- решает конфликты и споры между учащимися и др.
- проявляет выдержку и готовность поддержать идеи ребят, их инициативу,
способствуя обновлению методов подготовки ученического самоуправления.
Члены Совета старшеклассников и президент школы:
- принимают правила, регулирующие работу Совета старшеклассников, их
изменения и дополнения.
- Президент школы под руководством старшей вожатой издает школьные Указы.
- определяют перспективы развития ученического самоуправления;
- избирают прямым голосованием президента школы, определяют срок его
полномочий, избирает комиссию для проведения выборов; (данный пункт указан
для разработки структуры и развития самоуправления в старшей школе).
- заслушивает отчеты и информацию, оценивает результаты деятельности Совета
старшеклассников, слушают информацию директора образовательного
учреждения, его заместителей, президента школы;
- рассматривает основные направления воспитательной деятельности; принимает
решения по другим вопросам, отнесенным к его компетенции.
- Совет старшеклассников созывается по мере необходимости, но не реже одного
раза в учебную четверть.
На индивидуальном уровне:
 через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение
и анализ общешкольных и внутриклассных дел;
 через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую
роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной
комнатой, комнатными растениями и т.п.
Совет Старшеклассников школы предоставляет право учащемуся, выбранному
Старостой класса:
- участвовать в работе Совета старшеклассников;
- избираться и быть избранными в органы самоуправления класса;
- выносить свои вопросы на обсуждение;
- высказывать своё мнение и отстаивать его;
17

Ученическое самоуправление дает возможность ученику:
1. участвовать в управлении школой, в выработке и принятии школьных
«законов», «правил» и других локальных актов, регламентирующих жизнь
школы;
2. высказывать и отстаивать своё мнение по любому вопросу жизни школы;
3. создать благоприятные условия для учёбы, труда и отдыха в школе;
4. защищать свои права, содержащиеся в уставе, в «законе», «правилах»
школы;
5. получить навыки делового общения с педагогами на равноправной основе;
6. создать атмосферу доверия и взаимопонимания в школе;
7. удовлетворять потребности в самоутверждении, самовыражении и
самореализации;
8. для реализации своих потребностей во внеурочной работе, досуге как в
школе так и вне;
Модуль VII. «Детские общественные объединения»
Действующее на базе школы детское общественное объединение – это
добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по
инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов
для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Его правовой основой является ФЗ от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017)
«Об общественных объединениях» (ст. 5). Воспитание в детском общественном
объединении осуществляется через
 утверждение и последовательную реализацию в детском общественном
объединении демократических процедур (выборы в Совет президента и Совет
старшеклассников, подотчетность выборных органов общему сбору
объединения;), дающих ребенку возможность получить социально значимый
опыт гражданского поведения;
 организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность
получить важный для их личностного развития опыт деятельности,
направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить
в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение
общаться, слушать и слышать других. Таким делом является участие школьников
в работе на прилегающей к школе территории (работа в школьном саду, уход за
деревьями и кустарниками, благоустройство клумб);
 организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность
получить важный для их личностного развития опыт осуществления дел,
направленных на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом;
развить в себе такие качества как внимание, забота, уважение, умение
сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других;
 договор, заключаемый между ребенком и детским общественным
объединением, традиционной формой которого является Торжественное
обещание (клятва) при вступлении во Всероссийское детско-юношеское военно18

патриотическое общественное движение (ВВПОД) Юнармия. Договор
представляет собой механизм, регулирующий отношения, возникающие между
ребенком и коллективом детского общественного объединения, его
руководителем, школьниками, не являющимися членами данного объединения;
 поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов,
формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство
причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется посредством
введения особой символики детского объединения, проведения ежегодной
церемонии посвящения в члены детского объединения);
Модуль VIII. «Экскурсии, экспедиции, походы»
Экскурсии, походы помогают школьнику расширить свой кругозор,
получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной
среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный
опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях.
На экскурсиях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у
подростков самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков
самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических
наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил,
имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках проекта
следующих видов и форм деятельности регулярные пешие прогулки, экскурсии
или походы выходного дня, организуемые в классах их классными
руководителями и родителями школьников: в музей, в картинную галерею, в
технопарк, на предприятие, на природу;
 исторические экспедиции, организуемые учителями и родителями
школьников в другие города или села для углубленного изучения
произошедших здесь исторических событий;
 вахты памяти, организуемые юнармейцами;
 турслет с участием команд, сформированных из педагогов, детей и
родителей школьников, включающий в себя соревнование по спортивному
ориентированию;
Модуль IX. «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению
«профориентация» включает в себя профессиональное просвещение
школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации,
организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной
деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному
выбору
своей
будущей
профессиональной
деятельности.
Создавая
профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность
школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное
самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире,
охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную
составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через
 циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку
школьника к осознанному планированию и реализации своего
19

профессионального будущего;

экскурсии на предприятия города, дающие школьникам начальные
представления о существующих профессиях и условиях работы людей,
представляющих эти профессии;

посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий,
тематических профориентационных парков, дней открытых дверей в средних
специальных учебных заведениях и вузах;

прохождение
профориентационного
онлайн-тестирования,
прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям
образования;
 индивидуальные консультации психолога для школьников и их
родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных
индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в
процессе выбора ими профессии.
 освоение школьниками основ профессии военнослужащего в рамках
программы дополнительного образования «Юный патриот», включающая
строевую, огневую, медицинскую подготовку.
Модуль X. «Школьные и социальные медиа»
Цель школьных медиа (совместно создаваемых школьниками и педагогами
средств распространения текстовой, аудио и видео информации) – развитие
коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и
сотрудничества,
поддержка
творческой
самореализации
учащихся.
Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих
видов и форм деятельности:
 разновозрастный
редакционный
совет
старшеклассников
и
консультирующих их взрослых, целью которого является освещение через
школьную газету «Mobile school» и сайт школы https://maou-5-u.buryatschool.ru/
в старших классах наиболее интересных моментов жизни школы, популяризация
общешкольных ключевых дел, кружков, секций, деятельности органов
ученического самоуправления;
 участие школьников в конкурсах школьных медиа.
Модуль XI. «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее
грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует
формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу
психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые
ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы.
Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы
с предметно-эстетической средой школы как:
 оформление интерьера школьных помещений (коридоров, рекреаций,
залов, лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация, которая
может служить хорошим средством разрушения негативных установок
школьников на учебные и внеучебные занятия;
20

 размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций:
творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий
потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; картин определенного
художественного стиля, знакомящего школьников с разнообразием эстетического
осмысления мира; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе
(проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с
интересными людьми и т.п.);
 озеленение пришкольной территории, разбивка клумб;
 благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными
руководителями вместе со школьниками своих классов, позволяющее учащимся
проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для
длительного общения классного руководителя со своими детьми;
 событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных
школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих
вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.);
 совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой
школьной символики (флаг школы, гимн школы, эмблема школы, логотип,
элементы школьного костюма и т.п.), используемой как в школьной
повседневности, так и в торжественные моменты жизни образовательной
организации – во время праздников, торжественных церемоний, ключевых
общешкольных дел и иных происходящих в жизни школы знаковых событий;
 акцентирование
внимания
школьников
посредством
элементов
предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для
воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах.
Модуль XII. «Профилактический»
Основной целью профилактической работы в школе является создание
социальных условий, направленных на защиту прав и интересов ребенка,
оказание помощи в проблемной жизненной ситуации и реализацию комплекса
профилактических мероприятий с учащимися, педагогами, родителями,
направленных на реализацию плана по предотвращению кризисных ситуаций.
В СОШ № 5 разработаны программы:
- Программа немедицинского потребления наркотических средств и
психотропных
веществ,
алкоголизма
и
табакокурения,
никотиносодержащей продукции, в том числе бездымной формы табака или
синтетического никотина (сосательная форма табака (снюс) или никотиновые
«пэки» (пакетики) без табака (никпаки)), или жевательных никотиновых
«конфет», вейпа, спайса), направленная на первичную профилактику и
формирование отрицающей позиции по отношению к данным видам веществ.
Программа
по
формированию
законопослушного
поведения
несовершеннолетних, профилактике правонарушений и преступлений,
направленная на формирование и развитие правовых знаний и правовой
культуры школьников, законопослушного поведения и гражданской
ответственности, предупреждение правонарушений и преступлений среди
несовершеннолетних, в т.ч. вовлечения несовершеннолетних в криминальные
21

субкультуры, деструктивную и экстремистскую деятельность, профилактику
безнадзорности, преступлений против половой неприкосновенности; буллинга,
жестокого
обращения,
также
формирование
культуры
безопасной
жизнедеятельности, как участников дорожного движения, зацепинга, руфинга,
шоплифтинга.
-Программа по профилактике суицида среди детей и подростков,
направленная на первичную профилактику детского суицидального поведения,
развитие стрессоустойчивости и укрепление психического здоровья учащихся.
На основе данных программ разработан комплексный план по
предотвращению кризисных ситуаций, являющийся одним из разделов
направлений в плане воспитательной работы школы. (см. Приложение 1, 2)
Модуль XIII. «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями построена на основе
программы «Семейная гармония» - школы ответственного родительства с целью
создания условий для психолого-медико-педагогического сопровождения
семейного воспитания детей. Основные направления работы:
-создание системы социальной и социально-психологической помощи
семье;
-изучение личности каждого ребенка, его ближнего окружения, основных
факторов, влияющих на формирование его нравственных установок, жизненного
опыта, состояние здоровья каждого учащегося;
-изучение социального состава семей класса, круга интересов, склонностей,
социальных проблем, различных социальных групп;
- пропаганда положительного семейного воспитания;
-вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
-участие родителей в управлении школой;
-преемственность в работе с родителями начальной, средней и старшей
школы.
Работа с родителями или законными представителями школьников
осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:
 Совет школы родителей, которые являются членами Национальной
родительской ассоциации, которые участвуют в управлении школы и решении
вопросов воспитания и социализации их детей;
 родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных
особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия
родителей с детьми, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с
приглашением специалистов;
 родительские дни, во время которых родители могут посещать
школьные учебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе
учебно-воспитательного процесса в школе;
 общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме
обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
На индивидуальном уровне:
22

 работа специалистов по запросу родителей для решения острых
конфликтных ситуаций;
 участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае
возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием
конкретного ребенка;
 помощь со стороны родителей в подготовке и проведении
общешкольных
и
внутриклассных
мероприятий
воспитательной
направленности;
 индивидуальное
консультирование
c
целью
координации
воспитательных усилий педагогов и родителей.
Данные виды деятельности представлены традиционными ключевыми темами
родительских встреч: «Психологическое здоровье семьи», «Семья и школа:
партнеры в воспитании и обучении детей», «Ответственное родительство –
залог успешной социализации современного школьника», «Взаимодействие
семьи и школы по вопросам профилактики опасных зон воспитания»,
«Информационная безопасность подростков», «Кризисные ситуации в жизни
подростка: как пережить их вместе», «Профилактика употребления снюса,
бестабачных никотиновых смесей и других психоактивных веществ», «Роль
совета отцов в профилактической работе», «Адаптация пятиклассников к
новым учебным условиям» и тд.
4. Основные направления самоанализа воспитательной работы
Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется
по выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления
основных проблем школьного воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется классными руководителями, заместителем
директора по воспитательной работе с привлечением (при необходимости и по
самостоятельному решению администрации образовательной организации)
внешних экспертов.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ
воспитательной работы в школе, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам,
так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания,
ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а
качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер
общения и отношений между школьниками и педагогами;
принцип
развивающего
характера
осуществляемого
анализа,
ориентирующий экспертов на использование его результатов для
совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной
постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей
воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их
23

совместной с детьми деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития
школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное
развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором
школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной
социализации и саморазвития детей.
Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного
процесса являются
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
динамика личностного развития школьников каждого класса.
Осуществляется анализ классными руководителями совместно с
заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением
его результатов на заседании методического объединения классных
руководителей или педагогическом совете школы.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и
саморазвития школьников является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие
прежде существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось
решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему;
какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать
педагогическому коллективу школы.
2. Общее состояние организуемой в школе совместной деятельности
школьников и педагогов.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
удовлетворенность педагогов, детей и их родителей организуемой в школе
совместной деятельностью.
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе
с последующим обсуждением его результатов на педагогическом совете школы.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе
совместной деятельности школьников и педагогов могут быть беседы со
школьниками и их родителями, педагогами, лидерами ученического
самоуправления, при необходимости – их анкетирование.
Внимание при этом сосредотачивается на следующих вопросах: является ли
организуемая в школе совместная деятельность школьников и педагогов
интересной, событийно насыщенной, личностно развивающей и социально
ориентированной.
3. Качество воспитательной деятельности педагогов.
Критериями, на основе которых осуществляется данный анализ, являются:
умение педагогов конкретизировать общую цель воспитания в соответствии со
спецификой своей профессиональной деятельности и особенностями своих
воспитанников; соответствие используемых педагогами форм работы с детьми
собственным целям воспитания и особенностям своих воспитанников;
актуальность и разнообразие содержания их совместной с детьми деятельности,
его четкая ориентация на конкретные результаты воспитания.
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе.
24

Способами получения информации о воспитательной деятельности
педагогов могут быть наблюдение, беседы с педагогами, посещение их занятий с
детьми, беседы с родителями учащихся.
Внимание заместителя директора сосредотачивается на следующих
вопросах: испытывают ли педагоги затруднения в определении цели своей
воспитательной деятельности; испытывают ли они проблемы с реализацией
воспитательного потенциала их совместной с детьми деятельности; стремятся ли
они к формированию вокруг себя привлекательных для школьников детсковзрослых общностей; доброжелателен ли стиль их общения со школьниками;
складываются ли у них доверительные отношения со школьниками; являются ли
они для своих воспитанников значимыми взрослыми?
4. Управление воспитательным процессом.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
грамотность реализации административной командой своих основных
управленческих функций в сфере воспитания: планирования, организации и
мотивации воспитательной деятельности педагогов.
Осуществляется анализ директором школы.
Способами получения информации об управлении воспитательным
процессом могут быть беседы и (при необходимости) анкетирование педагогов
для получения обратной связи о работе административной команды школы.
Внимание директора сосредотачивается на следующих вопросах: имеют ли
педагоги чёткое представление о своих должностных обязанностях, правах и
сфере своей ответственности, а также о содержании осуществляемой в школе
воспитательной работы; создаются ли школьной администрацией условия для
профессионального роста педагогов в сфере воспитания; поддерживается ли в
педагогическом коллективе доброжелательные взаимоотношения; существует ли
в школе система стимулов и поощрений для педагогов за хорошую
воспитательную работу с детьми.
Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является
перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать
педагогическому коллективу, и проект направленных на это управленческих
решений.

25

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 55-48-42

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».